Совет депутатов города Черногорска

Фонд №: Р-136

Крайние даты документов: 1995-2015

Заголовок описиКрайние датыКол-во дел
1дел постоянного хранения1995 — 2014308

Историческая справка

Город Черногорск – одно из муниципальных образований Республики Хакасия, которая расположена на юго-востоке Сибири и занимает части Минусинской и Чулымо-Енисейской котловин, а также восточные склоны Кузнецкого Алатау и северные склоны Западных Саян . Территория г.Черногорска в основном холмисто-равнинная, окруженная с трех сторон горными образованьями. В зоне расположения города – умеренный континентальный климат, который характеризуется большим количеством солнечных дней в году, тёплым летом и короткой малоснежной зимой.

Физико-географическое положение города характеризуется близостью крупной водной артерии (р.Енисей), смешанных и хвойных лесов, наличием холмов, окружающих город с трёх сторон. С 2004 г. территория Черногорска отнесена к зоне средней сейсмической активности. В непосредственной близости от городской черты проходит федеральная автомагистраль (М 54), соединяющая г.Красноярск с государственной границей.

Черногорск входит в состав Восточно-Сибирского экономического района, значение которого для развития России особенно увеличилось на протяжении прошлого века в связи с особенно активным притоком населения. Здесь отсутствуют города-миллионеры и городские агломерации. По степени заселённости эта территория относится к Южной зоне очагового заселения с очень низкой средней плотностью населения – около 2,5 чел. на 1 кв.километр.

Черногорск относится к группе средних городов; в настоящее время на площади 117,91 кв.километра проживает около 74 тыс.чел. Он расположен в 20 километрах от столицы Республики Хакасия – г.Абакана и связан с ним трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфраструктурными, производственными и другими видами отношений. Несмотря на высокий уровень развития экономики Черногорска в советское время, он не превратился в областной административный центр: сказалось отсутствие узловых транспортных коммуникаций, высших учебных заведений, крупных учреждений культуры. Имея тесные разносторонние связи с Абаканом, тем не менее, Черногорск сохранил территориальную и административную самостоятельность.

Планировочная структура Черногорска – многоядерная, в которой функциональные зоны образуют отдельные ядра, сложным образом связанные друг с другом. Промышленные зоны расположены в значительном отдалении от жилых кварталов, что является необходимым условием сохранения комфортной среды проживания.

Градообразующими являются угледобывающие предприятия.

В 1991 г. Хакасская автономная область вышла из состава Красноярского края и стала одним из субъектов Российской Федерации – Республикой Хакасия. В связи с принятием 28 августа 1995 г. Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» город Черногорск приобрел статус муниципального образования, в настоящее время является открытым городом республиканского значения.

Муниципальное образование город Черногорск включает собственно территорию города и две удаленные территории: Девятый поселок (поселение, возникшее в 1930-е годы прошлого века вблизи угольных разработок шахты № 9) и поселок Пригорск (современный многоэтажный жилой район, построенный для работников химического комбината «Сибирь» в середине 1980-х годов). Он является единым муниципальным образованием, в пределах территории которого осуществляется городское (местное) самоуправление, имеются муниципальная собственность, городской бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В связи с изменениями в политической и экономической жизни страны с начала 1990-х гг. началось перераспределение собственности в ведущих отраслях промышленности г.Черногорска. Это привело не только к нарушению установившейся системы землепользования, но и снизило налогооблагаемую базу, лишило город основных источников пополнения местного бюджета. Черногорск за десять лет превратился из города-донора в дотационную территорию.

В период 1995-2005 гг. произошло массовое высвобождение шахтеров, работников предприятий легкой и химической промышленности, других отраслей, которые пополняют собой ряды безработных, что было связано с прогрессирующими темпами банкротства предприятий.

Пострадала и инфраструктура города, так как строительство дорог, железнодорожных и иных коммуникаций, жилья, больниц, детских учреждений, школ осуществлялось в основном за счет промышленных предприятий. Нарушение системы водоотвода привело к подтоплению города шахтовыми водами. В условиях сурового климата городскому бюджету дорого обходился ремонт теплосетей, содержание и ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, а также собственного водозабора, расположенного в значительном удалении от города.

Из-за недостаточного финансирования разрушались учреждения культуры, что вынуждало органы городского самоуправления продавать их. Так был ликвидирован как муниципальное учреждение городской Парк культуры и отдыха.

Обострилась проблема увеличения числа бездомных, а также брошенных детей и сирот. В город все время прибывали жители сельских районов Хакасии, других субъектов федерации, сопредельных государств ближнего и дальнего зарубежья (как правило, это жители бывших союзных среднеазиатских республик). До 2008 г. в городе сохранялась сложная медико-демографическая обстановка, характеризующаяся низкой рождаемостью и высокой смертностью. Оставался высоким уровень заболеваемости социально-значимыми болезнями.

Согласно Конституции Российской Федерации (1993) органы местного самоуправления (органы МСУ), образованные после вступления её в силу, представляют две ветви власти: представительную (Совет депутатов г.Черногорска) и исполнительно-распорядительную (Администрация г.Черногорска). До этого времени вопросы местного значения решались городским Советом народных депутатов, а исполнение решений возлагалось на исполком горсовета.

Совет депутатов города Черногорска начал свою деятельность с 17 марта 1995 г. В системе местного самоуправления советы депутатов постсоветского периода занимают особое место, т.к. по своему назначению это органы, которые призваны формировать стратегию и тактику социально-экономического развития муниципального образования. Они выполняют общие функции управления (организацию, планирование, координацию, руководство, контроль и учёт) во всех областях жизни города.

03 октября 2000 г. решением Совета депутатов № 76 был принят Устав города Черногорска, зарегистрированный в Государственном правовом комитете Республики Хакасия. В нём определена система самоуправления города Черногорска:

1) муниципальный избирательный корпус – граждане, обладающие активным и пассивным избирательным правом;

2) представительный орган власти – городской Совет депутатов;

3) исполнительный орган – администрация города, возглавляемая Главой;

4) органы территориального общественного самоуправления населения.

Совет депутатов состоит из 25 человек и самостоятельно определяет свою структуру. По отдельным направлениям деятельности формируются постоянные комиссии (чаще всего, это комиссия по бюджету, финансам и промышленности, комиссия по социальной политике, комиссия по законности и правопорядку, мандатная комиссия). Функции, полномочия и порядок работы комиссий определяется Положением о постоянных комиссиях, утверждаемым Советом.

Основной формой работы Совета является сессия. В период между сессиями проводятся заседания постоянных комиссий. По вопросам своего ведения Совет депутатов принимает решения, которые являются обязательными для исполнительных органов МСУ, должностных лиц и граждан, а также всех расположенных на территории города государственных органов и общественных организаций, предприятий, учреждений независимо от подчиненности и форм собственности. Решения Совета принимаются коллегиально.

В 2004-2008 гг. при активном участии депутатов отделом экономического анализа и прогнозирования Администрации г.Черногорска был разработан стратегический план развития территории города. Это комплект документов по реализации стратегии муниципального образования, в который входят:

? отраслевые программы (развития градообразующих отраслей, поддержки и развития малого и среднего бизнеса, реформирования ЖКХ, сохранения и развития культуры, благоустройства и охраны окружающей среды, развития туризма, физкультуры и спорта, поддержки молодёжи, охраны материнства и детства, безопасности дорожного движения, реформирования и развития образования, социальной защиты населения и др.) – имеющие отношение к той или иной отрасли функционирования муниципального образования;

? комплексные программы (эффективного использования природных ресурсов, привлечения инвестиций, развития структуры городской экономики, содействия занятости населения, поддержки городских общественных организаций, создание единой информационной сети и др.) – нацеленные на долгосрочную перспективу и касающиеся всех сфер жизни города;

? муниципальные проекты (возрождения городского парка, благоустройства городских окраин, создания зон отдыха, развития гостиничного дела, организации высшего и послевузовского образования и т.д.) – как результат осуществления «социального партнёрства» органов МСУ и коммерческих структур.

Реализация целевых городских (утверждённых Советом депутатов), республиканских и федеральных программ позволяет расставить приоритеты действий, определить центры прибылей и убытков, выработать комплекс мер по повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности муниципального хозяйства, распределить должностные обязанности и поручения внутри аппарата управления, увеличить доходы местного бюджета или сократить бюджетные затраты.

Совет депутатов в пределах своей компетенции контролирует исполнение действующего законодательства и местных нормативных актов Администрацией города, предприятиями, учреждениями и организациями любой формы собственности на территории города. Для этой цели Совет образует временные комиссии и рабочие группы, специальные комиссии, в состав которых включаются специалисты-эксперты. Мероприятия по осуществлению контрольных функций проводятся в форме проверок, истребования и изучения необходимых документов или публичных слушаний.

Организационное, правовое, материально-техническое обеспечение деятельности депутатского корпуса осуществляет аппарат Совета депутатов, который является постоянно действующим органом и не прекращает своей деятельности с окончанием срока полномочий Совета предыдущего созыва. Работники аппарата Совета являются муниципальными служащими и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и Положением об аппарате Совета, утверждённым Советом депутатов. Смета расходов на содержание Совета утверждается решением Совета и включается в бюджет города.

За двадцать лет существования Совет депутатов приложил немало усилий к тому, чтобы создать комфортные условия проживания для жителей города. Ежегодно при формировании бюджета г.Черногорска учитываются демографическая ситуация, уровень развития градообразующих производств и теплоэнергетического комплекса, степень износа всех видов коммуникаций, объектов ЖКХ, состояние экологии. По результатам анализа составляется прогноз социально-экономического развития города на очередной календарный год и трёхгодичный период. В него включаются задачи развития систем воспитания, образования, здравоохранения и физической культуры, определяются проблемы досуга и культуры, социального обеспечения и безопасности, разрабатываются краткосрочные программы развития отдельных сфер городской жизни.

Совет депутатов г.Черногорска входит в список источников комплектования муниципального архива. В соответствии с Правилами организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (приказ Минкультуры РФ от 18.01.2007 № 19) документы по личному составу упорядочиваются, переплетаются, но передаче на архивное хранение подлежат только документы постоянного хранения. Совет депутатов делегировал полномочия по хранению документов по личному составу Администрации города. Поэтому в бухгалтерии Администрации хранятся ведомости и карточки-справки по начислению заработной платы работникам, а в отделе кадров и специальной работы – приказы, личные карточки формы Т-2 и личные дела уволенных работников.

Видимо, по аналогии со сложившимся порядком хранения документов по личному составу, управленческие документы новых органов МСУ – городского Совета депутатов и городской администрации – продолжали поступать в фонд Р-1 «Объединённый архивный фонд представительного и исполнительно-распорядительного органов города Черногорска». По итогам проверки наличия и состояния документов указанного фонда проведена переработка описей дел и перефондирование документов. Наполнение фонда Р-1 приведено в соответствие с Методическими рекомендациями по фондированию документов в муниципальных архивах (М., 2007). Документы Администрации и Совета депутатов г.Черногорска постсоветского периода (1992-2009) выделены в отдельные фонды Р-135 и Р-136 соответственно.

Таким образом, в новый фонд Р-136 «Совет депутатов города Черногорска» поступают на хранение 209 ед.хр. за 1995-2009 гг. К описи дел составлены титульный лист, предисловие и переводные таблицы шифров.

Аннотация