Администрация города Черногорска

Фонд №: Р-135

Крайние даты документов: 1992-2015

Заголовок описиКрайние датыКол-во дел
1дел постоянного хранения 1992 — 2015683

Историческая справка

Город Черногорск – одно из муниципальных образований Республики Хакасия, которая расположена на юго-востоке Сибири и занимает части Минусинской и Чулымо-Енисейской котловин, а также восточные склоны Кузнецкого Алатау и северные склоны Западных Саян . Территория г.Черногорска в основном холмисто-равнинная, окруженная с трех сторон горными образованьями. В зоне расположения города – умеренный континентальный климат, который характеризуется большим количеством солнечных дней в году, тёплым летом и короткой малоснежной зимой.

Физико-географическое положение города характеризуется близостью крупной водной артерии (р.Енисей), смешанных и хвойных лесов, наличием холмов, окружающих город с трёх сторон. С 2004 г. территория Черногорска отнесена к зоне средней сейсмической активности. В непосредственной близости от городской черты проходит федеральная автомагистраль (М 54), соединяющая г.Красноярск с государственной границей.

Черногорск входит в состав Восточно-Сибирского экономического района, значение которого для развития России особенно увеличилось на протяжении прошлого века в связи с особенно активным притоком населения. Здесь отсутствуют города-миллионеры и городские агломерации. По степени заселённости эта территория относится к Южной зоне очагового заселения с очень низкой средней плотностью населения – около 2,5 чел. на 1 кв.километр.

Черногорск относится к группе средних городов; в настоящее время на площади 117,91 кв.километра проживает около 74 тыс.чел. Он расположен в 20 километрах от столицы Республики Хакасия – г.Абакана и связан с ним трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфраструктурными, производственными и другими видами отношений. Несмотря на высокий уровень развития экономики Черногорска в советское время, он не превратился в областной административный центр: сказалось отсутствие узловых транспортных коммуникаций, высших учебных заведений, крупных учреждений культуры. Имея тесные разносторонние связи с Абаканом, тем не менее, Черногорск сохранил территориальную и административную самостоятельность.

Планировочная структура Черногорска – многоядерная, в которой функциональные зоны образуют отдельные ядра, сложным образом связанные друг с другом. Промышленные зоны расположены в значительном отдалении от жилых кварталов, что является необходимым условием сохранения комфортной среды проживания.

Градообразующими являются угледобывающие предприятия.

В 1991 г. Хакасская автономная область вышла из состава Красноярского края и стала одним из субъектов Российской Федерации – Республикой Хакасия. В связи с принятием 28 августа 1995 г. Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» город Черногорск приобрел статус муниципального образования, в настоящее время является открытым городом республиканского значения.

Муниципальное образование город Черногорск включает собственно территорию города и две удаленные территории: Девятый поселок (поселение, возникшее в 1930-е годы прошлого века вблизи угольных разработок шахты № 9) и поселок Пригорск (современный многоэтажный жилой район, построенный для работников химического комбината «Сибирь» в середине 1980-х годов). Он является единым муниципальным образованием, в пределах территории которого осуществляется городское (местное) самоуправление, имеются муниципальная собственность, городской бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В связи с изменениями в политической и экономической жизни страны с начала 1990-х гг. началось перераспределение собственности в ведущих отраслях промышленности г.Черногорска. Это привело не только к нарушению установившейся системы землепользования, но и снизило налогооблагаемую базу, лишило город основных источников пополнения местного бюджета. Черногорск за десять лет превратился из города-донора в дотационную территорию.

В период 1995-2005 гг. произошло массовое высвобождение шахтеров, работников предприятий легкой и химической промышленности, других отраслей, которые пополняют собой ряды безработных, что было связано с прогрессирующими темпами банкротства предприятий.

Пострадала и инфраструктура города, так как строительство дорог, железнодорожных и иных коммуникаций, жилья, больниц, детских учреждений, школ осуществлялось в основном за счет промышленных предприятий. Нарушение системы водоотвода привело к подтоплению города шахтовыми водами. В условиях сурового климата городскому бюджету дорого обходился ремонт теплосетей, содержание и ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, а также собственного водозабора, расположенного в значительном удалении от города.

Из-за недостаточного финансирования разрушались учреждения культуры, что вынуждало органы городского самоуправления продавать их. Так был ликвидирован как муниципальное учреждение городской Парк культуры и отдыха.

Обострилась проблема увеличения числа бездомных, а также брошенных детей и сирот. В город все время прибывали жители сельских районов Хакасии, других субъектов федерации, сопредельных государств ближнего и дальнего зарубежья (как правило, это жители бывших союзных среднеазиатских республик). До 2008 г. в городе сохранялась сложная медико-демографическая обстановка, характеризующаяся низкой рождаемостью и высокой смертностью. Оставался высоким уровень заболеваемости социально-значимыми болезнями.

Согласно Конституции Российской Федерации (1993) органы местного самоуправления, образованные после вступления её в силу, представляют две ветви власти: представительную (Совет депутатов г.Черногорска) и исполнительно-распорядительную (Администрация г.Черногорска). До этого времени вопросы местного значения решались городским Советом народных депутатов, а исполнение решений возлагалось на исполком горсовета.

Администрация города Черногорска начала свою деятельность с 06 августа 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 04 июня 1992 г. № 96-3 «О порядке введения в действие Закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», после упразднения полномочий исполнительного комитета Черногорского городского совета народных депутатов.

С точки зрения законодательства Администрация г.Черногорска не является прямым правопреемником исполкома горсовета. Но, так как исполком не был ликвидирован, а лишь утратил свои полномочия, закон передал исполнение полномочий по решению местных вопросов новым органам местного самоуправления (органам МСУ) – Совету депутатов и городской администрации.

03 октября 2000 г. решением Совета депутатов № 76 был принят Устав города Черногорска, зарегистрированный в Государственном правовом комитете Республики Хакасия. В нём определена система самоуправления города Черногорска:

1) муниципальный избирательный корпус – граждане, обладающие активным и пассивным избирательным правом;

2) представительный орган власти – городской Совет депутатов;

3) исполнительный орган – администрация города, возглавляемая Главой;

4) органы территориального общественного самоуправления населения.

В состав Администрации г.Черногорска входят: Глава администрации, его заместители, отраслевые органы управления городом и иные органы, создаваемые Главой администрации, который самостоятельно формирует структуру городской администрации и представляет ее на утверждение в городской Совет депутатов (прилагается).

Отраслевые органы управления городом (управления, комитеты, отделы) осуществляют исполнительную, распорядительную и контрольную деятельность в определённых сферах управления городом. Руководят этой деятельностью заместители Главы администрации.

Руководители управлений (комитетов, отделов) городской администрации назначаются и освобождаются от должности Главой администрации. Исключение составляет руководитель финансового управления, назначение на должность которого осуществляется только с согласия городского Совета депутатов.

Положения об отраслевых органах городской администрации, включающие описание структуры, полномочий, порядка формирования и организации работы, утверждаются Главой администрации по представлению руководителей этих органов, которые несут персональную ответственность перед Главой администрации и городским Советом депутатов за надлежащее осуществление своих полномочий. Они представляют ежегодный отчёт о своей деятельности.

Некоторые органы МСУ имеют статус юридических лиц в соответствии с действующим законодательством (например, Финансовое управление Администрации, Комитет по управлению имуществом г.Черногорска, Комитет по культуре, молодежи и спорту Администрации г.Черногорска, Городское управление образованием Администрации г.Черногорска и др.). Они являются источниками комплектования муниципального архива, и их документы образуют самостоятельные архивные фонды.

Должностными лицами администрации являются муниципальные служащие, выполняющие властные, организационно-распорядительные, управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, работникам администрации, муниципальным предприятиям и учреждениям.

Постановления и распоряжения Главы администрации, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории г.Черногорска предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.

При Главе администрации его распоряжением могут создаваться коллегии, а также научно-методические, научно-технические, экспертные и иные советы, решения которых носят рекомендательный характер и учитываются при вынесении постановлений и распоряжений.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) осуществляется населением непосредственно в местах своего проживания (общие собрания/сходы жителей, конференции жителей, опросы населения, референдум) и/или через органы ТОС (советы общественного управления, уличные, квартальные и домовые комитеты). На всей территории г.Черногорска активно работают домовые, квартальные, уличные комитеты, решая совместно с органами МСУ вопросы по благоустройству и озеленению города, охране общественного порядка и др. Курирует эту деятельность отдел по работе с общественностью Администрации г.Черногорска.

В последние десять лет ситуация в городе меняется к лучшему. Деятельность Администрации направлена на поддержание экономической и социальной стабильности в городе. Принят новый генеральный план развития города, идёт быстрое возведение жилых комплексов, где наряду с жилыми домами предусмотрено строительство и сопутствующей социально-бытовой инфраструктуры (магазинов, детских садов, школ, детских и спортивных площадок, автостоянок и гаражей).

Активно проходит процесс оформления документов о подтверждении прав граждан, связанных с арендой и приобретением объектов недвижимости, в том числе на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, дачи и гаражи. Возрождаются учреждения культуры, созданы новые памятники: основательнице города В.А.Баландиной, Арка славы в честь Победы в Великой Отечественной войне. Преобразился Парк культуры и отдыха, появляются новые спортивные секции и детские кружки.

Нормализуются отношения городской администрации с ресурсоснабжающими организациями, которые предоставляют коммунальные услуги населению. В целях претворения в жизнь требований Жилищного кодекса Российской Федерации организована работа управляющих компаний; контроль над их деятельностью осуществляет жилищно-коммунальный отдел Администрации.

Улучшается демографическая ситуация в городе, улучшилась материально-техническая база медицинских учреждений, что позволяет развивать высокотехнологичные виды медицинской помощи, оперативно внедрять новые технологии в диагностику и лечение. Но всё ещё остро чувствуется недостаток врачей-специалистов.

Администрация г.Черногорска входит в список источников комплектования муниципального архива. В соответствии с Правилами организации хранения, комплектования, учёта и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (приказ Минкультуры РФ от 18.01.2007 № 19) документы по личному составу упорядочиваются, переплетаются и хранятся на месте 75 лет, т.е. передаче на архивное хранение подлежат только документы постоянного хранения.

После принятия Конституции Российской Федерации (1993) и прекращения полномочий исполкома горсовета депутатов Администрация стала правопреемником исполкома горсовета в части хранения документов по личному составу. Они хранятся в бухгалтерии (ведомости и карточки-справки по начислению заработной платы работникам) и в отделе кадров и специальной работы (приказы, личные карточки формы Т-2, личные дела).

Видимо, по аналогии со сложившимся порядком хранения документов по личному составу, управленческие документы новых органов МСУ – городского Совета депутатов и городской администрации – продолжали поступать в фонд Р-1 «Объединённый архивный фонд представительного и исполнительно-распорядительного органов города Черногорска». По итогам проверки наличия и состояния документов указанного фонда проведена переработка описей дел и перефондирование документов. Наполнение фонда Р-1 приведено в соответствие с Методическими рекомендациями по фондированию документов в муниципальных архивах (М., 2007). Документы Администрации и Совета депутатов г.Черногорска постсоветского периода (1992-2009) выделены в отдельные фонды Р-135 и Р-136 соответственно.

Таким образом, в новый фонд Р-135 «Администрация города Черногорска» поступают на хранение 474 ед.хр. за 1992-2009 гг. К описи дел составлены титульный лист, лист переименований, предисловие и переводные таблицы шифров.